О КОМПАНИИ НОВОСТИ КОНТАКТЫСМИ О НАСКарта сайта
Открытое акционерное общество

«Сыктывкарский Водоканал»
 
О КОМПАНИИ
ВОДОСНАБЖЕНИЕ
ВОДООТВЕДЕНИЕ
ЭКОЛОГИЯ
ПОТРЕБИТЕЛЯМ
ПЕРЕДАЧА ПОКАЗАНИЙ
КАЧЕСТВО ВОДЫ
ПРОЕКТ
ПОДКЛЮЧЕНИЕ К СИСТЕМАМ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ
ЗАКУПКИ
АУКЦИОН
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Директор Сыктывкарского водоканала Николай Курсаков: "Если о нас не говорят, значит, мы хорошо работаем"



16 ноября Сыктывкарский водоканал отметил день рождения. Дата в этом году пусть и не круглая (79 лет со дня основания), но поводов для разговора нашлось достаточно. О некоторых этапах развития и о том, чем сегодня живет предприятие, МС рассказал директор предприятия Николай Курсаков.

- Николай Викторович, водоканалу в этом году 79 лет. Мало кто, наверное, знает, с чего все начиналось. Настолько привычно сегодня для всех открыть кран - и вот она, водичка...

- Первый водопровод в Сыктывкаре был, как мы сегодня называем, в летнем варианте. Он начал работать в 1931 году. Тогда, естественно, не было очистных сооружений, воду подавали в город напрямую из реки. Чугунные трубы чаще всего были проложены прямо по земле, где-то водопровод закапывали всего на полметра. Естественно, трубы зимой постоянно замерзали. Более или менее современное развитие началось после войны, тогда активно прокладывали сети. Это «счастливое время» продлилось до конца 60-х. И потом новый скачок был уже с 75-го года, тогда строились очистные. Кстати, тогда же установили и первый норматив водопотребления - 150 литров на человека в день. Сегодня эта цифра - 160 литров.

- Странно, тогда почему сегодня все говорят, что нормативы у нас завышены?

- Вот так сложилось у нас, не менялся кардинально норматив. По другим городам вырос давно, а у нас - нет. А почему? Да потому, что Сыктывкар всегда потреблял воду рационально. У нас на предприятии вообще все против понятия «норматив». Глупо применять усредненные цифры по отношению к воде, это непрофессионально с инженерной точки зрения. Мы же хлеб или одежду не покупаем по нормативу. Каждый покупает столько, сколько ему надо, и тратит столько, сколько зарабатывает. Поэтому норматив сегодня нужен только там, где нет счетчиков, плюс для расчета тарифов.

- Кстати, о счетчиках. Помнится, одно время водоканал даже сам устанавливал общедомовые приборы учета. Разве это ваша работа?

- На сегодня мы установили все счетчики, которые планировали. Эта работа была прописана в Программе развития коммунального хозяйства столицы. Если посмотреть на общие цифры, на сегодняшний день по Сыктывкару 85% жилого фонда с общедомовыми счетчиками. Без приборов учета остались всего 360 из 1800 домов. По учреждениям, предприятиям - со счетчиками в среднем от 92 до 99%. Проблема остается по деревянным домам. Там с установкой счетчиков сложнее. Но мы сегодня даже готовы помочь управляющим компаниям, если они обратятся к нам с этой проблемой.

- А вообще, управляющим компаниям, наверное, невыгодно ставить общедомовые счетчики? Может, поэтому в тех же деревянных домах они сегодня не торопятся их устанавливать?

- По большому счету, мы сегодня могли бы сказать, что нам все равно. Это не наша проблема. Мы производим и доставляем воду. Управляющие компании должны с нами рассчитываться за то, что мы им поставили. Как они вычисляют, сколько должна заплатить каждая квартира, - это их забота.

Но мы не можем со стороны наблюдать, как наша вода льется просто так. Это сегодня непозволительная роскошь.

Практика показывает: там, где стоит общедомовой счетчик, воду потребляют на 30% меньше. В таких домах жители экономнее пользуются водой, там, грубо говоря, унитазы не протекают, а коммунальные компании содержат в порядке внутридомовые сети. Ведь сегодня для вполне комфортного проживания человеку надо 100-130 литров в день.

- Кстати, сколько сегодня Сыктывкар потребляет воды?

- Пять лет назад в сутки мы подавали до 90 тысяч кубов, сегодня - максимум 80 тысяч. Что это значит? Это и нагрузка на очистные стала меньше, и меньше затрат на водоотведение. И вообще, чем экономнее жители будут потреблять воду, чем меньше мы будем ее поставлять, тем она будет качественнее.

- А обидно бывает, когда говорят: вот водоканал нам плохую воду поставляет?

- Года четыре назад было обидно, сейчас - нет. Мы столько сделали за последние пять лет. И потом, что значит «плохая вода»? Если мне об этом скажут Роспотребнадзор или тепловые сети, а они работают тоже на нашей воде, тогда да. У тепловиков шикарные лаборатории. И когда мне директор тепловых сетей говорит, что да, наконец-то мы дождались такую воду, тот продукт, который ждали давно, - это очень приятно. Вот ответ на вопрос о качестве воды. А когда об этом говорит несведущий человек, необидно. У каждого - своя работа.

- Так что за «волшебства» за последние годы произошли?

- Мы начали внедрять проект развития коммунального хозяйства столицы. Он рассчитан до 2020 года. Мы сначала все рассчитали, прописали, что надо сделать, чтобы восстановить наше водоснабжение и водоотведение. Вложили собственные деньги, получили грант, взяли в Европейском банке реконструкции и развития так называемые «длинные и дешевые» деньги. За эти годы мы построили водовод, канализационный напорный коллектор, цех по производству и дозированию гипохлорита натрия, закупили оборудование для бестраншейной замены труб и обнаружения утечек, установили общедомовые счетчики. Плюс нас еще поощрили за то, что мы все выполнили в срок и результаты получили те, которые ожидали, - еще один грант получили. На эти деньги сегодня полностью реконструируем канализационные насосные станции…

- Сыктывкарцы больше наслышаны, наверное, о новом блоке по очистке воды и полном отказе от жидкого хлора при обеззараживании.

- Только не пишите, что блок очистки, где используется напорная флотация, - это ноу-хау. Не обижайте наших ученых. Еще в советские годы метод напорной флотации использовался на металлургических заводах. И мы - не первые, кто применил этот метод для подготовки питьевой воды. Мы - первые, у кого это получилось. Что касается химреагентов, да, мы сегодня кардинально изменили их состав, отказались от хлора и перешли на гипохлорит натрия. Это и безопаснее, а главное, качество воды улучшилось.

- Вы говорите, первые, у кого получилось. А почему получилось?

- Мы все - абсолютные упрямцы. Мы буквально по миллиметрам все высчитывали, подбирали, настраивали. Мы поставили цель и добились. Это наша общая заслуга. Мы просто ошибались, а спросить было не у кого, не с кем посоветоваться. Ездили в Финляндию, где подобный блок очистки работает. К нам приезжали ученые, специалисты… У нас дневали и ночевали в цехах специалисты. Девочки-технологи молоденькие плакали, но дальше работали - пробовали, подбирали компоненты. Все методом проб и ошибок. И мы добились своего. Поэтому сейчас блок напорной флотации работает, а тот же гипохлорит натрия мы производим сами, и он тут же подается автоматически на блок очистки. А до этого автоматически же дозируется, в зависимости от состава исходной воды.

- Сколько сегодня утечек и аварий по Сыктывкару?

- Сравните цифры: максимальное количество утечек было в 2000 году весной - 42 в неделю. Сегодня если произойдет пять утечек в неделю, - все, сразу скандал в Сыктывкаре. Причем не аварий, а именно утечек. Авария - это когда нет подачи, а утечка - это свищ, грубо говоря, дырка в трубе. Даже если взять газеты и телевидение - про нас если и говорят, то только в плане благоустройства: вот там работали и в порядок не привели.

То есть это своеобразный показатель нашей работы: если мы становимся незаметными, значит, мы справляемся со своими задачами. Нет воды - все, конец света, есть вода - никто и не вспоминает, что имеется такой водоканал.

- Пять утечек в неделю - это тоже благодаря той программе модернизации?

- Да, если бы в 2005-м не взялись комплексно решать все проблемы, то было бы, как в 2000 году. Потому что в «лихие» 90-е никто ничего не делал, и износ сетей превысил 68%, хотя максимально допустимый - 50. Начались аварии, утечки, качество воды упало. Вот поэтому мы взялись все это расхлебывать. На сегодня мы почти 78 километров сетей заменили и отремонтировали.

- А сколько надо еще?

- Всегда что-то надо. У нас общий объем водопроводных сетей - 268 км. Так вот, чтобы по нормативному износу работать, надо менять от 5 до 10 км в год. Вот сколько надо колес заменить на машине? Ровно столько, чтобы мы могли на ней ездить, и она нас не подвела. То же самое с водопроводом и оборудованием. И мы ремонтируем постоянно, без авралов - монотонно и по плану, каждый день.

- В водоканале много старейших работников? На них же, как принято говорить, держится предприятие?

- У нас как-то сложился правильный баланс молодежи, людей среднего возраста и старожилов. И специально мы ничего не делаем, это исторически так сложилось... У кого-то есть увлечения, помимо основной работы, а для нас работа - хобби. И даже когда зарплату не получали люди лет двенадцать назад. Я сегодня спрашиваю старейших работников: а почему не уходили? Говорят, пытались уйти, но возвращались, плакали и работали. Так вот сегодня мы старожилов водоканала ценим особенно, потому что их опыт дороже любых институтов.

- Но без институтов сегодня, судя по уровню информатизации и автоматизации производства, тоже никуда?

- Естественно. У нас сегодня из 700 работников 127 с высшим образованием. И это не только управленцы. С высшим образованием у нас начальники смен, мастера, бригадиры, операторы и даже рабочие и электрики. Многие еще учатся, и мы это только приветствуем и поддерживаем.

- Так называемый социальный пакет у вас на предприятии чем-то отличается?

- Если предприятие не будет поддерживать своих работников, отдача будет соответствующей. Без нормальной социальной политики у компании нет будущего. Вот приходит к нам молодой специалист - мы помогаем ему встать на ноги. Конечно, мы не можем раздавать квартиры, но обязаны предоставить нашим специалистам возможность заработать. Сегодня многие скептически относятся к понятию «ячейка общества». Так вот мы эту ячейку поддерживаем. Например, женился наш работник - мы ему материальную помощь выдаем, родился у него ребенок - тоже. Если дети наших сотрудников приносят из школы одни «пятерки», родители тоже получают материальную помощь.

- А это не чересчур?

- Считаем, что нет. Нельзя относиться к работникам просто как к «рабочей лошадке». Сегодня мы оплачиваем летний отдых детей, частично компенсируем работникам стоимость санаторных путевок, арендуем спортивные залы, выезжаем все вместе на природу и так далее. Когда есть любимая семья, когда дети учатся на «отлично», когда имеется возможность с друзьями «погонять» мяч по вечерам, тогда человек выкладывается на работе. И поверьте, с таким коллективом можно свернуть горы.

Беседовала Ольга ТУРЬЕВА

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ


09.11.2017
ПРИГЛАШЕНИЕ К УЧАСТИЮ В ТОРГАХ. ОАО «Сыктывкарский Водоканал» приглашает компании принять участие в тендере на выполнение контракта «Поставка водозаборного оборудования для модернизации руслового оголовка».
подробнее »

04.09.2017
Испытательная лаборатория качества воды ОАО «Сыктывкарский Водоканал» подтвердила свою квалификацию участием в межлабораторных сравнительных испытаниях.
подробнее »

04.09.2017
Вниманию потребителей, жилые помещения которых не подключены к централизованной системе канализации (имеется выгребная яма).
подробнее »

04.09.2017
Вниманию организаций (индивидуальных предпринимателей), оказывающих услуги по вывозу сточных вод из выгребных ям!
подробнее »

24.08.2017
Уважаемые потребители! Обращаем Ваше внимание, что информация, распространяющая организацией «Единая Городская служба обслуживания ЖКХ» по поверке приборов учета воды, не соответствует действительности.
подробнее »

10.08.2017
Вниманию руководителей управляющих компаний, председателей ТСЖ (ТСН), ЖСК! Изменения в законодательстве в расчете объема сточных вод от МКД.
подробнее »

08.08.2017
Уважаемые потребители! Обращаем ваше внимание, что в целях правильного начисления платы за услугу «водоотведение» необходимо передавать показания как приборов учета холодной воды, так и горячей.
подробнее »




Архив новостей »


© “СЫКТЫВКАРСКИЙ ВОДОКАНАЛ”, 2006. Все права защищены. Разработано студией “АТРИБУТ